суббота, 9 февраля 2013 г.

Проект "Я и мир вокруг меня" Актуальность темы Вопрос о том, как детям удаётся развивать у себя духовно – нравственные чувства, становится всё более важным для нашего общества. Рост преступности, различные травмирующие людей социальные события заставляют общественность страны серьёзно задуматься над вопросами морали. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Воспитание означает «в-ось-питание». В дошкольном возрасте ось - духовно-нравственные ценности. Нравственное развитие – одна из центральных линий психического развития дошкольника. Нравственное развитие теснейшим образом связано с развитием эмоциональной сферы ребёнка. Нравственное развитие – это формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить своё поведение нравственным нормам. Главным двигателем нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности. Переосмыслив теорию и практику отечественного дошкольного воспитания я считаю, что начиная с детского сада необходимо (на современном этапе) укреплять дух толерантности, формировать отношение открытости, внимание друг к другу. Современное понимание толерантности означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия нашего мира, наших форм самовыражения, и способов проявления человеческой индивидуальности». Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений». Толерантность, как никогда ранее важна в современном мире. Толерантность необходима в отношениях, как между отдельными людьми, так и на уровне семьи. (Декларация принципов толерантности от 16 ноября 1995г. Утверждена генеральной конференцией ЮНЕСКО). Исследования социологов говорят о глубоком кризисе семьи как института, что выражается в деструктивных внутрисемейных отношениях, росте разводов. Всё чаще дети становятся жертвами противоправных действий со стороны взрослых. Семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители всё меньше внимания уделяют детям. В таком случае у ребёнка не возникает должной привязанности, любви к родному дому, к семье. Воспитывать у ребёнка любовь к родному дому и матери необходимо на личных примерах близких взрослых. Так как в дошкольный период детства происходит становление личности ребёнка, раскрываются его индивидуальные особенности. И поэтому очень важно, чтобы жизнь семьи, её нравы, традиции, влечение, потребность, интересы стали для него идеалами. Таким образом, я выдвинула гипотезу: если у дошкольников сформировать эмоционально насыщенный образ родного дома, представление о семье, как общечеловеческой ценности, внедрить в воспитательно - образовательный процесс этнокультурные традиции семьи, где нравственные качества составляют основу становления личности. Это будет способствовать воспитанию у детей основ духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом способным к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Рассматривая семью, как объект социальной действительности, носителя многовекового опыта, традиций, обычаев я поставила Цель проекта: Объединить усилия семьи и детского сада по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством формирования чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию народа. Задачи: 1. Воспитать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; 2. Формировать бережное отношение к природе и всему живому; 3.Воспитать уважение к труду; 4. Развивать интерес к русским традициям и промыслам; 5. Формировать элементарные знания о правах человека; 6. Расширять представления о городах России; 7. Познакомь детей с символами государства (герб, флаг, гимн); 8. Развитие чувство ответственности и гордости за достижения страны; 9. Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям. Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы: • "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста); • непрерывность и преемственность педагогического процесса; • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; • рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; • деятельностный подход; • развивающий характер обучения, основанный на детской активности. Условия реализации проекта: 1. Нравственно – патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности детей. Это, на мой взгляд, является неотъемлемым условием, так как система поможет детям осознать себя членом семьи, частью своей малой Родины, гражданином России и только потом жителем планеты Земля. 2. Эмоционально благополучная атмосфера дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, доминирующем является личностно – ориентированный способ общения, ребёнок чувствует себя желанным и защищённым. 3. Соблюдение прав ребёнка на игру, на досуг, на самобытность, на свою территорию, а также уважение права на собственность. 4. Предоставление детям возможности быть активными участника семейных традиционных праздников и родителям быть активными участниками в организации и проведении тематических праздников в детском саду. 5. Предоставление детям возможности быть инициативными в организации самодеятельных игр, самостоятельно оборудовать игровые центры. 6. Бережное отношение взрослых и сверстников к результатам творческой деятельности детей. 7. Создавать ситуации (беседы, обсуждения и др.) способствующие укреплению детей в проявлении сострадания, заботы, внимания к родным и близким, сверстникам, тем, кто заботится о них и сам нуждается в их участии. 8. Поощрять самостоятельность детей (в пределах разумного) и ответственность за выполнение взятых на себя обязанностей. 9. Побуждение детей к выполнению общественно – значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада. 10. Активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада. 11. Использовать в нравственно – патриотическом воспитании у детей элементы музейной педагогики. «Не мешайте детям жить. Давайте им свободно проявить себя в общении друг с другом: один будет преодолевать амбиции, другой – застенчивость, третий – нерешительность. Вот тогда на равных живут и те, которые послушны и привыкли к исполнительству, и те, которые в себе несут собственные идеи и мысли, и те, которые боятся свои мысли озвучить всем. Надо только научиться их слушать и дать возможность рассказать друг другу о своих представлениях» Е.Е. Шулешко Время проекта: долгосрочный – 3 года, 3 этапа, каждый этап предусматривает 2 раздела 1. В рамках организации деятельности детей по изучению лексических тем в разделе знакомство с окружающим миром и развитие речи (ответственные воспитатели группы). 2. Изобразительная деятельность (ответственный воспитатель по ИЗО). 3.Знакомство с народным музыкальным творчеством (ответственный музыкальный руководитель). 4. Народные игры и праздники (ответственные воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель по ИЗО, воспитатель по физкультуре), (см. приложение народные игры и хороводы). 5. Совместные детско- родительские проекты (ответственные воспитатели группы).

Комментариев нет:

Отправить комментарий