суббота, 9 февраля 2013 г.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием.



Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием акту­альна во все времена. В наши дни, когда образование стало разнообразным, вариатив­ным, решать эту задачу, да и просто разобраться в ней стало еще труднее. Для всех не секрет, что для школьного учителя нужно, чтобы ребенок был готов к школе, т.е. умел сидеть за партой в определенной позе, поднимал руку, слушал учителя, точно выполнял его требования и не отвлекался. Так же важно, чтобы ребенок владел непосредственными навыками - чтением, письмом, построением на занятии физкульту­рой и т.д.
Родители проявляют преемственность чаще всего в стремлении пораньше обу­чить ребенка всему, чему его можно научить! И очень часто стремятся навязать дошко­льному образованию функции школьного.
Педагоги должны профессионально понимать, что у каждого возраста свое пред­назначение, и если в школе ребенок обязан читать и писать, то в детском саду он может это делать, а может и не делать — здесь важно, прежде всего, развитие его основных способностей, становление базиса личностной культуры.
А стоит ли дошкольника учить читать и писать - зависит от методики. Если обу­чение чтению и письму является развивающим (звуковой анализ, схематичные структу­ры) - то это продолжение линии развития детской речи. А вот если обучение нацелено на то, чтобы ребенок воспроизводил несколько знаков в минуту - то это уже натаскива­ние, которое противоречит развитию.
Современные педагогические и психологические исследования обращают внима­ние на то, что главное на дошкольном этапе развития - обеспечить предпосылки к школьному обучению.
Воспитательно-образовательный процесс, на дошкольном уровне, должен быть подчинен цели становле­ния личности ребенка:
- развитие его компетентности (коммуникативной, интеллектуальной и физиче­ской);
- инициативности;
- самостоятельности;
-ответственности;
- произвольности;
-свободы и безопасности поведения;
- самосознания и самооценки.
       Серьезное внимание должно 6ыть уделено обогащению образовательного содержания. Ис­точником, важнейшим событием в процессе развития психики личности ребенка являет­ся возникновение самостоятельной игровой деятельности.
А как мы знаем, что игровая деятельность в дошкольном возрасте качественно неоднородна. На рубеже раннего и младшего дошкольного возраста возникают первые виды самостоятельной игры - элементарно-режиссерская и образно-ролевая игра. В сво­ем развитии эти виды детской игры приводят к становлению сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевая ведет к закономерному выделению такого типа игр, которые получи­ли наименование игр с правилами. При организации совместной игровой деятельности
ОЧЕНЬ ВАЖНО УЧИТЫВАТЬ:
1.            Последовательность перехода к новым видам игр носит закономерный  характер.
2.            Возникновение новых видов игры не отменяет уже освоенные ребенком  ее разновидности.
3.            Все ранее освоенные виды детской игры продолжают развиваться, всё  более усложняясь и усовершенствуясь.
Эти особенности развития детской игры позволяют сделать некоторые психоло­гические рекомендации: в разных фазах дошкольного детства в центре процессов пси­хического развития оказываются определенные виды игровой деятельности,
Поэтому, преждевременное обучение может внести искажение в процессы разви­тия, чревато отрицательными последствиями.
В психике ребенка появляется непонятный и необъяснимый для него страх - т.е несовпадение внутреннего и внешнего «Я». Это порождает неврастеническое состояние (а затем мы ищем пути коррекции). Психологами и физиологами доказано, что неврастеническая личность в подростковом возрасте - это в первую очередь провал в онтогенезе (скорее всего от 3-х до 7-ми лет). В этих случаях психическое развитие является: необратимым, а допущенные ошибки фатальными, трудно, а порой и непоправимым! Это    еще    раз    заставляет    нас    проникнуться    ответственностью    за    психолого  -  педагогическую работу с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, Переход ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является очень большой комплексной проблемой, работать с детьми над которой мы воспитатели, начинаем с раннего возраста. В качестве основных компонентов психологической готовности к школе обычно рассматриваются: личностная (или мотивационная), волевая,  интеллектуальная.

Возраст с 6 - 7 лет один из сложных периодов личностного развития, так как при нарушении предыдущих этапов в развитии обучения, идет не сформированность какого-либо психического новообразования. При увеличении нагрузки восприятия ребенок использует механическую или произвольную память,которая ещё  плохо развита и приводит к быстрому утомлению в образовательном процессе.
  Эффективность    процесса    обучения    (по    исследованиям    П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина,     А. В. Запорожца,      В.В.Давыдова,      А.Н.Леонтьева,      Л. Л,Венгера,  Н.Н.Подъякова, Л.В.Занкова) обязательно связана с личной мотивацией ребенка. с ; активной позицией в двухстороннем процессе обучения, при которой ребенок впитыва- ет знания от воспитателя. Первоначален интерес к личности педагога, а затем к его деятельности. Исследования показывают, что от любимого педагога дети принимают 70% информации,  а от нелюбимого 17%. Эти социологические исследования привод к необходимости исследования условий успешного освоения знаний.
Л.С. Выготский писал; «Детское внимание направляется и руководствуется почти всецело интересом, и поэтому, естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадение двух линий в педагогическом деле: собственного интереса и тех знаний,  которые предлагаются в качестве обязательных».
От 6-ти до 7-и лет - возраст связан с овладением ребенком различными умениями, в том числе и умением учиться. Этот возраст - оптимальное время для учения  усвоению знаний, формируется стремление делать все хорошо.
Очень важно отметить, что в этом возрасте формируется чувство умелости,  компетентности, а при негативном протекании возраста - чувство неполноценности.
Овладевая знаниями в ролевой игре, дети начинают соотносить себя с представителями отдельных профессий, для них становится важным общественное одобрение деятельности.
Задачами этого периода являются:
1.   Создание условий для уточнения, детализации, установление взаимосвязи  между элементами личностной «картины мира» ребенка.
2.           Овладение способами отражения собственных представлений через различные знаковые  языки (разъяснительная речь, смысловой рисунок, конструирование, лепка,
танец, пантомима и т.д.).
3.     Умение выстраивать общий со сверстниками контекст деятельности  (совместная игра, коллективный рисунок. Танцевальная постановка. Драматизация и т.д.).
4.           Становление умения уточнять понимание другого лица через постановку
исковых вопросов, (диалог контекстного уровня).
5.           Становление умения договариваться о будущем идеальном продукте совместной деятельности со сверстниками.
6.           Создание условий для становления умения отражать собственную картину
мира через систему универсальных знаков.
7.   Становление письменной речи как этапа психического развития ребенка.
В этом разделе очень важно обратить внимание на овладение детьми способами расшифровки информации, выданной детям в универсальной знаковой форме.
Ребенок, успешно проживший  все этапы дошкольного детства, довольно таки рано  овладевает умением складывать буквы, произносить звуки им соответствующие,  но переводить в плане внутренних операций данную информацию не может.
Довольно часто для ребенка чтение остается отвлеченной от реальной жизни деятельностью. Чтение существует как бы отдельно от личностного развития и не влияет на картину мира ребенка. Процесс отчуждения связан с тем, что универсальная система знаков (буквы) не стала для ребенка личностной. Да, ребенок читает, получает одобрение своей деятельности, а через определенный период оказывается невостребованным не творческим.
Условием творческого развития. Это процесс освоения определенной
знаковой системы не влияющей на самооценку, а являющейся средством постижения истин.
Ребенок, читая текст или рассматривая определенное математическое выражение  должен научиться видеть за ними реально протекающие события и воспринимать разворачивая от знака к личностному смыслу.
Другими словами, овладение письменной речью должно дать умение видеть печатным прочитанным словом те процессы и явления, о которых говорится.
Важным моментом данного периода обучения является понимание детьми назначения  письменной речи,  как средства обращения к человеку.
В наши дни не секрет, что форсированная подготовка детей к школе, особенно в старших группах детского сада, фактически вытеснила специфические формы деятельной жизни ребенка дошкольника (от игры до разных видов художественного творчества).
Цель же развивающего дошкольного образования состоит не в формировании каких-либо конкретных элементов учебной деятельности, а в создании ее универсальных  психологических предпосылок.
  На сегодня, исходя из Федеральных государственных требований, мы занимаемся развитием ребёнка, основываясь на комплексно – тематическом принципе образовательного процесса.
                                                                                
                                                                                            Проанализировала:
                                                                                            Калашникова Ю.Ю.
                                                                                            Воспитатель I к. к.
                                                                                            МКДОУ д/с№502





















Комментариев нет:

Отправить комментарий