В последние годы
стал особенно актуальным индивидуально-дифференцированный подход к ребёнку в
зависимости от пола, однако содержание работы с дошкольниками по половому
признаку разработано ещё недостаточно. Гендерное воспитание – это организация
педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития
детей в ходе полоролевой социализации. Учет гендерных особенностей детей
является важнейшим аспектом здоровьесбережения. Мальчика и девочку нельзя воспитывать
и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и
видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Известный писатель и педагог Ж. Руссо говорил, что как нельзя считать один пол
совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать. Цели, методы и подходы
воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые
различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные
характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в
воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни. Неблагоприятным фактором
полоролевой социализации является и размывание границ мужественности и
женственности в традиционном их понимании. Если в дошкольные годы не заложить у
девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков
– смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к
представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки
женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став
взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими
семейными, общественными и социальными ролями.
Усвоение в
соответствии с полом содержания женской и мужской модели личности, формирование
системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определённых способов
поведения, характерных для того или иного пола, т. е. процесс половой
социализации – неотъемлемая часть общего социального развития, которое
протекает под влиянием взрослых и сверстников.
Вопрос о природе
различий в развитии двигательных функций мальчиков и девочек дошкольного
возраста представляет большой интерес. Ученые О.Недригайлова, Ц.Какабадзе,
В.Урицкая, Н.Шишниашвили, И.Попов пришли к выводу о превосходстве мальчиков в
уровне развития основных движений и физических качеств над девочками и
необходимости дифференцированного подхода к ним в процессе физического
воспитания. Ученые С.Ярнесакс, Э.Ю.Пээбо, Э.С.Вильчковский выявили, что в
процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового
характера (бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание, борьба,
спортивные игры). Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой.
Обычно дети
предпочитают те упражнения, которые у них лучше получаются. Если дать мальчикам
мяч, они чаще начинают с ним пытаться играть в футбол, но как правило, это
проявляется в сильных ударах по мячу. Девочки практически так не поступают.
Если им в руки попал мяч, чаще всего они начинают повторять упражнения из «школы
мяча».
Так как центр
тяжести у девочек находится ниже, чем у мальчиков, они легче справляются с
упражнениями на равновесие. Если есть бревно, мальчики по нему лучше побегают,
пососкакивают с него, в то время как девочки будут по нему медленно ходить,
может быть с поворотами, получая от этого удовольствие.
По данным Э.С.
Вильчковского, девочки по сравнению с мальчиками характеризуются: большой
частотой движений кистью руки; более высокими результатами во всех упражнениях,
характеризующих проявление ловкости; большей гибкостью в поясничном и
тазобедренном суставах; большими результатами в прыжках в длину с места толчком
одной ноги. У мальчиков по сравнению с девочками: большая скорость бега, на
дистанциях 10, 20 и 30 м; большая выносливость к статическим усилиям; выше
результаты в метаниях набивного мяча массой 1 кг. У мальчиков лучше развита
первая сигнальная система. Гормон тестостерон тормозит развитие центра
головного мозга, отвечающего за развитие речи. Поэтому, когда мы просим
мальчика дать оценку движению, что очень важно в интеллектуальном развитии, то
речь его отрывиста, он помогает себе жестами. У девочек же вторая сигнальная
система раньше становится ведущей, поэтому девочки лучше воспринимают словесные
пояснения. Мальчики более уверенно ориентируются в новой обстановке, но меньшее
значение отдают подчинению правилам, они менее терпеливы и аккуратны. Девочки
же очень стремятся подчиняться правилам, которые введены, тщательно планируют
свою деятельность.
Мальчишескую
двигательную активность отличают: простота, угловатость; силовой, атлетический
стиль; четкая целенаправленность; отсутствие вычурности, эстетической
завершенности; элементы атаки, нападения, преследования. Движения девочек чаще
всего бывают: пластичными, плавными; вычурными, эстетически богатыми (с
мимикой, жестами); с элементами боязни, пассивности; более связанными с
музыкой, танцами; в преобладающем «координационном» стиле, в противовес
«силовому» у мальчиков.
К сожалению,
фактически не одно методическое пособие для педагогов детского сада не содержит
рекомендации по дифференцированному физическому воспитанию мальчиков и девочек.
Большинство же практических работников убеждены в необходимости этого.
Содержание некоторых авторских программ, опыт работы специалистов по
физическому воспитанию дошкольных учреждений подтверждают целесообразность
дифференцированного воспитания мальчиков и девочек.
Наряду с такими
видами физкультурных занятий, как учебные, игровые, сюжетные, тренирующие, мы
проводим и полоролевые в старшем дошкольном возрасте. Структура таких занятий
обычна, а вот содержание имеет серьезные отличия. Одним из ведущих принципов
должен стать принцип двух начал в педагогическом процессе. Данный принцип
подразумевает, что обучение и воспитание дошкольников отражает особенности
мужественного начала у мальчиков и женственного у девочек. Педагогический
процесс при таком подходе будет иметь различный стиль, различный тон, различную
направленность. Для мальчиков – это развитие быстроты, физической и силовой
выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек – развитие чувства
ритма, красоты движений, гибкости. Этот подход осуществляется через деление
общей группы детей на две подгруппы, различаемых по половому признаку на время
проведения физкультурного занятия. Особенность такой дифференциации в том, что
девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально
организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято
считать сугубо женскими или сугубо мужскими. Идет углубление понимания половой
принадлежности «Я - девочка», «Я - мальчик», развитие представлений детей об
отличительных признаках поведения и деятельности женщины и мужчины. Эта позиция
проявляется в выборе вида двигательной деятельности, соответствующей полу ребенка.
На таких занятиях
используем следующие методические приемы для учета половых особенностей
дошкольников:
1. Различия в подборе упражнений только для мальчиков или
только для девочек (например, мальчики работают на рукоходе, а девочки – с
лентами).
2. Различия в дозировке (например, девочки отжимаются 5 раз, а мальчики 10 раз).
3. Различия по времени (например, девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики 1,5 минуты).
4. Различия в подборе оборудования (например, девочкам легкие гантели, а мальчикам более тяжелые).
5. Различия в обучении сложным двигательным движениям (существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для овладения ими (например, метание на дальность легче дается мальчикам, и наоборот, прыжки на скакалке – девочкам). Это требует от специалиста по физическому воспитанию разных методических подходов: например, разное число повторений, выбор подводящих и подготовительных упражнений, использование вспомогательного оборудования и т.п.
6. Пространственные ориентировки (например, мальчикам отдается большая часть зала по сравнению с девочками, т.к. для них характерно дальнее зрение, а для девочек ближнее).
7. Распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики – медведи, а девочки – пчелки).
8. Различия в требованиях к качеству выполнения заданий (девочкам и мальчикам мы предъявляем разные требования к выполнению одних и тех же движений: от мальчиков мы требуем большей четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичности, выразительности, грациозности).
9. Расстановка и уборка снарядов (девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек – тяжелое оборудование).
10. Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как. Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом («Ты лучшая в этом движении», «Ты была похожа на балерину», «У тебя очень мягкие движения рукой, кистью», «У тебя самое бесшумное приземление».).
11. Чаще напоминаем мальчикам о способах выполнения, о требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов, техники, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений.
12. В работе с девочками чаще прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям.
13. Учет сензитивных этапов для формирования и совершенствования двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений. Например, девочки лучше выполняют задания на пространственную точность на пятом и шестом годах, а мальчики – на седьмом году жизни.
14. Использование условных обозначений на карточках, пиктограммах для мальчиков и девочек («М», «Д»).
15. Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.
2. Различия в дозировке (например, девочки отжимаются 5 раз, а мальчики 10 раз).
3. Различия по времени (например, девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики 1,5 минуты).
4. Различия в подборе оборудования (например, девочкам легкие гантели, а мальчикам более тяжелые).
5. Различия в обучении сложным двигательным движениям (существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для овладения ими (например, метание на дальность легче дается мальчикам, и наоборот, прыжки на скакалке – девочкам). Это требует от специалиста по физическому воспитанию разных методических подходов: например, разное число повторений, выбор подводящих и подготовительных упражнений, использование вспомогательного оборудования и т.п.
6. Пространственные ориентировки (например, мальчикам отдается большая часть зала по сравнению с девочками, т.к. для них характерно дальнее зрение, а для девочек ближнее).
7. Распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики – медведи, а девочки – пчелки).
8. Различия в требованиях к качеству выполнения заданий (девочкам и мальчикам мы предъявляем разные требования к выполнению одних и тех же движений: от мальчиков мы требуем большей четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичности, выразительности, грациозности).
9. Расстановка и уборка снарядов (девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек – тяжелое оборудование).
10. Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как. Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом («Ты лучшая в этом движении», «Ты была похожа на балерину», «У тебя очень мягкие движения рукой, кистью», «У тебя самое бесшумное приземление».).
11. Чаще напоминаем мальчикам о способах выполнения, о требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов, техники, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений.
12. В работе с девочками чаще прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям.
13. Учет сензитивных этапов для формирования и совершенствования двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений. Например, девочки лучше выполняют задания на пространственную точность на пятом и шестом годах, а мальчики – на седьмом году жизни.
14. Использование условных обозначений на карточках, пиктограммах для мальчиков и девочек («М», «Д»).
15. Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.
Следует помнить,
что необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности,
склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности к
упражнениям с видимой «мальчишеской» направленностью, и наоборот. Поэтому
педагог не должен подавлять стремление детей заниматься определенным видом двигательной
деятельности. Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода
против какой-то двигательной деятельности.
Воспитатель
должен научиться видеть в детях мальчиков и девочек и дифференцировать
педагогический процесс в соответствии с этим. Учитывая эту разделительную
тенденцию, мы проводим тематические игры с подгруппами детей. Для мальчиков:
«Отважные путешественники», «Охотники», «Юные матросы», «Разведчики»,
«Строители». Для девочек: «Из жизни цветов», «Хозяюшки», «Кошечки», «Кукольный
магазин», «Танцуют все» и др. Подобный подход мы учитываем и в подвижных играх:
например, для мальчиков «Водолазы», «Пожарные», «Автогонщики». Для девочек:
«Пчелки», «Бабочки», «Рыбки», и т.д.
В своей работе
воспитатель должен найти рациональные формы организации жизни детей в
дошкольном учреждении, обеспечить и мальчикам, и девочкам оптимальные,
комфортные условия для их развития. Надо ориентироваться на реализацию принципа
природосообразности, дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, учета
их психофизиологических особенностей, интересов и полоролевых предпочтений.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный для формирования полоролевого
поведения ребенка. Гуманизация образования предполагает, что в процессе
формирования личности ребенка педагог учитывает все его особенности, в том
числе и пол. Занятия физическими упражнениями должны занимать в этом процессе
одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании
мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет полоролевых
особенностей дошкольников позволит педагогу, организующему их двигательную
деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления
личности, заложенный природой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий