суббота, 9 февраля 2013 г.

Структура психологической готовности к школе
 1. Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы. Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности , включает так же формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и одноклассниками
 2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов. Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности
 3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.
 4. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации. Система психолого-педагогических требований к содержанию статуса первоклассника Познавательная сфера : 1. Произвольность психических процессов это – высокий уровень активности, самостоятельности в учебной работе. Способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат определенных учебных действий. Совершение учебных действий по образцу и по правилу, установленному взрослыми. Сосредоточение и поддержание внимания на учебной задаче. Наличие собственных усилий для преодоления трудностей решения задачи. Произвольность движений и естественной двигательной активности. 2. Развитие мышления - высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов окружающего мира; использование схем и схематических изображений; способность к обобщению (на уровне конкретных предметов). Начальный уровень развития логического мышления: способность к умозаключению и выводу на основе имеющихся данных. Роль образного мышления в познании трудно переоценить. Решение многих типов интеллектуальных задач происходит в образном плане. Образные представления обеспечивают понимание условий задачи, их соотнесение с реальностью, а затем контроль за реалистичностью решения. К концу дошкольного детства образное мышление детей не является сугубо конкретным и ситуативным. Ребенок способен не только представить предмет во всей полноте и разнообразии характеристик, но так же способен выделить его существенные свойства и отношения. У него формируется наглядно-схематическое мышление. Это открывает путь к обучению детей грамоте и математике с опорой на наглядное условное отображение основных закономерностей внутри учебного материала. Оценить сформированность образного мышления у детей можно через наблюдение за их рисованием и конструированием из строительного материала. Для наблюдения за проявлениями образного мышления в рисунке ребенку можно предложить нарисовать человека. Оценка уровня наглядно- схематического мышления может быть сделана на основе наблюдения за конструированием по схематическому изображению. 3. Сформированность важнейших учебных действий - Умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности. Сформированность внутреннего плана умственных действий. Умение выполнять задания взрослого. 4. Развитие речи - понимание смысла текста или простых понятий. Использование речи как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи). Основы словесно-логического мышления, без которых невозможно успешное обучение в школе, тесно связаны с развитием речи. Родной язык можно считать главным, центральным предметом в начальной школе, так как он проникает во все предметы начального обучения. 5. Развитие тонкой моторики - способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию. 6. Умственная работоспособность и темп учебной деятельности - способность сосредоточенно работать в течение 15 – 20 минут. Сохранение удовлетворительной работоспособности в течение учебного дня. Способность работать в едином темпе со всем классом. Особенности поведения и общения школьников: 1. Взаимодействие со сверстниками - владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений; готовность к коллективным формам деятельности; умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем. 2. Взаимодействие с педагогами - Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их. Проявление уважения к учителю. 3. Соблюдение социальных и этических норм - принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм. 4. Поведенческая саморегуляция - Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответному поведению. 5. Активность и независимость - активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности. Особенности мотивационной сферы: 1. Наличие и характер учебной мотивации - желание учиться и идти в школу. Наличие познавательного и социального мотива обучения. 2. Устойчивое эмоциональное состояние ( уровень тревожности ) - отсутствие выраженных противоречий между : а) требованиями школы ( педагога ) родителей; б) требованиями взрослых и возможностями ребенка. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе Связанно с развитием самосознания ребенка. У некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Это свидетельствует не об особо интенсивном развития самосознания, а о том, что эти дети испытывают дефицит эмоциональной защищенности, поддержки, любви и внимания взрослых. Получить представление о самооценке ребенка можно различными путями. Например, предложить ему поставить себя на ступеньку лестницы, где на самом верху стоят, скажем, самые сильные ребята его группы, а на нижней – самые слабые. 3. Отношения со сверстниками – эмоционально- положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками. Важнейшим компонентом личностной готовности детей к школе является определенный уровень развития общения со сверстниками. Общение с другими детьми очень важно для формирования способности к децентрации, то есть умения встать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, требующую совместных действий. Если общение с другими детьми не отличается особой конфликтностью, если он сравнительно легко устанавливает деловые контакты со сверстниками, то с уверенностью можно говорить о достаточном для школьного обучения уровне развития общения. 4. Отношения с педагогами - эмоционально положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями. Успешность обучения в начальных классах школы во многом зависят от того, насколько верно дети понимают профессиональную роль и позицию, занимаемую учителем. Без этого невозможно понять истинный смысл происходящего на уроках. Следует отметить , что хорошо подготовленные к школе дети склонны к абсолютизации той роли, которую принимает на себя школьный учитель. В каком-то смысле учитель для этих детей перестает быть живым человеком, а превращается в воплощение роли учителя. При этом, чем больше учитель проявляет себя именно как учитель, чем больше это ценится детьми. Хорошо известно, например, что ученики начальной школы хвастают друг перед другом, чья учительница строже. Строгость, в понимании детей , это как раз то качество, которое относится к самой роли сути учителя. Если уровень развития произвольности низок, то ребенок не в состоянии воспринять учебную задачу в ее специфическом учебном значении. Выявить уровень произвольности в общении с детей со взрослым можно разными путями. Например, использовать игру типа “ запрещенные слова”, где дети отвечают на вопросы взрослого, не употребляя каких-то заранее оговоренных слов. Дети, психологически не готовые к школе, обычно “честно” отвечают на любые вопросы взрослого и, соответственно, нарушают правила игры. Они не удерживают во внимании то обстоятельство, что вопросы взрослого носят условный характер и отвечать на них надо соответствующим образом. 5. Отношение к значимой деятельности – эмоционально положительное восприятие школы и учителя. 6. Отношение к себе – позитивная “Я-концепция”, устойчивая адекватная самооценка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий