понедельник, 11 февраля 2013 г.

Родительское собрание в подготовительной группе «Цыплята»




Тема:  «Эмоциональное благополучие детей»

Цель:  Установление сотрудничества  детского сада и семьи по проблеме укрепления физического и психического здоровья.
Повышение психолого – педагогической грамотности родителей.


Предварительная работа:
Написать объявление о предстоящем заседании.
Информация в родительском уголке для родителей: «Что такое неврозы», «Эмоциональная нестабильность», «Тревожность».
 Предложить детям самостоятельно нарисовать рисунок “Моя семья”.
Завершить работу над проектом  « Раз, два, три, четыре, пять – будем мы здоровье укреплять!».
Ход собрания:
– Добрый вечер! Сегодня мы вновь собрались на заседании нашего семейного клуба.
– Здоровье ребенка зависит от многих факторов: правильного питания, режима дня, пребывания на свежем воздухе, двигательной активности, закаливающих процедур и эмоционального благополучия.
Вопрос: Как вы думаете, что означает эмоциональное благополучие ребенка? (высказывания родителей)
На сегодняшнем заседании мы и поговорим о такой серьезной теме, как “Эмоциональное благополучие ребенка”.
1. Разминка. Игра «Эстафета хороших известий»
Назначение: приветствие, мобилизация внимания участников, создание доброжелательной атмосферы.
Реализация: ведущий предлагает каждому участнику ответить на один из вопросов, рассказав о чем-нибудь радостном, приятном, интересном, что случилось с ним сегодня (вчера, на прошлой неделе). Участник отвечает на вопрос и передает мяч соседу.
Инструментарий: резиновый мяч.
2. - Уважаемые родители, для проведения сегодняшней встречи я приготовила притчу и хочу вам ее рассказать.
Притча.
Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!
- Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.
- С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.
Люди Васю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.
- Нет он… И этот не он… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих.
Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.
Вот и взошла первая утренняя звезда. Где-то запел жаворонок. Где-то заплакал ребенок.
Люди уставились на дорогу – где Путник?
А Путника Вечности на дороге люди не увидели.
Пришли к мудрецу с жалобой:
- Где же обещанный Путник Вечности?
(- А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)
- А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.
- Но это плачь новорожденного! – ответили люди.
- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!
Так люди увидели ребёнка – свою надежду.

Беседа с родителями
- Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?
- Ведь именно ему жить в будущем.
Вопрос: Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)
3. Народная мудрость гласит «Все болезни от нервов».   Здоровье зависит от эмоционального состояния, как у взрослого человека, так и у ребенка. По мнению ученых, дошкольный возраст относят к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. В этом возрасте происходит бурное нарастание силы и подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность. Поэтому эмоциональное перенапряжение может перейти в состояние невротических реакций, а проще говоря, у детей появляются неврозы, неврастения. В чем это проявляется? Давайте подумаем? (ответы родителей).
– Да, верно. Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение, то они плаксивы, то агрессивны, дети быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, часто ребенок бесцельно ходит по групповой комнате, не находит себе занятие, грызут ногти, крутят волосы. Подергивают плечами, ночное и дневное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось, игра с половыми органами и многие другие нарушения невротического характера.
СЛАЙД № 2.
Вопрос: Как вы думаете, какие причины могут нарушать эмоциональное благополучие ребенка? (Подведение итогов.)
1. Нарушение режима дня
2. Несогласованность требований к ребенку
3. Желание родителей научить своего ребенка знаниям, которые не соответствуют его возрасту
4. Изобилие информации
5. Неблагополучное состояние в семье
 Все это не проходит бесследно и у детей появляются такие “взрослые” болезни, как бессонница, язва, колит, мигрень.
Чрезмерная строгость родителей или взрослых, бесконечные наказания за любой , даже самый небольшой проступок формируют в ребёнке  боязнь  сделать что-то не так. Как результат – бездействие, безразличие, не умение принять решение, заниженная самооценка.
Эмоциональное благополучие может нарушить и то, что ребенок не получает достаточно любви и ласки от своих родителей, особенно от матери.
Душа ребёнка –это полная чаша.(На доске нарисована чаша)
Вопрос: Подумайте и решите честно для себя, существует ли в вашей семье хотя бы одна из этих причин, нарушающих эмоциональное благополучие ребенка. (на столах нарезаны сердечки зеленого, синего, черного и красного цвета).
 Если есть одна причина, то возьмите одно зеленое сердечко и поместите его в чашу.
Если две причины, то возьмите синее сердечко и поместите его в чашу. его.
Если 3,4 и более причин, то возьмите черное сердечко .
Красное сердечко возьмет тот, у кого нет ни одной причины, нарушающего благополучие ребенка.
– Что же мы видим? ……
4. Л.Толстой сказал: « По-настоящему счастлив тот человек, кто счастлив у себя дома».
Неоспоримым критерием благоприятного для эмоционального развития ребенка является родительская любовь и привязанность членов семьи друг к другу. В семье, где царит покой, доброжелательность, живут радость и теплота, душевное состояние ребенка отличается спокойствием, отсутствием нервно-психических перегрузок, ребенок уверен в себе и чувствует поддержку и понимание близких, его принимают таким, каков он есть. Семьи, где нередки ссоры, недовольство друг другом и окружающими, где атмосфера наполнена тревожностью и напряженностью, ребенок невротизируется, испытывает психоэмоциональные проблемы, страхи и недоверие к окружающим.
Мы предложили детям нарисовать рисунок семьи. В своих рисунках дети рядом с собой рисуют эмоционально значимых для себя людей. По расположению на рисунке членов семьи можно без труда понять, как чувствует себя ребёнок по отношению к членам своей семьи- кто эмоционально близок или, к сожалению, далёк.
СЛАЙД № 3
Влияние семейной атмосферы на эмоциональное развитие ребенка

Внутренняя позиция ребенка       

Эмоционально-личностная характеристика

Эмоциональное принятие ребенка


«Я нужен и любим, и я люблю вас тоже»        

Развивается уверенность и чувство безопасности.

Эмоциональное отвержение


1. «Я не нужен и не любим, но я от всей души хочу приблизиться к вам»

2. «Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое»        



Формируются замкнутость, сверхзависимость, готовность к подчинению.

Развиваются агрессивность, пренебрежительность к требованиям и просьбам взрослых.

5.Упражнение "Закончи предложение"
Воспитатель начинает предложение, а родители по очереди его продолжают. Упражнение дает возможность поделиться друг с другом опытом воспитания ребенка.
Пример:
Общение с ребенком – это…
Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать…
СЛАЙД № 3 Предлагаю вам тест……Подсчитайте баллы и найдите результат – сделайте выводы.
6. Очень хорошо, когда ребенок находится около или вместе с родителями, у него спокойно на душе, он знает, что его любят. Но когда у ребенка нарушается эмоциональное благополучие, он становится подозрительным, чего-то боится, чего-то страшится, т.е. у ребенка появляется детская тревожность. Одной из ней – детские страхи.
Вопрос: Какие детские страхи вы знаете или слышали о них? (перечисляют)
Страхи, какие они?
В каждом возрасте наблюдаются, так называемые нормативные страхи, кото­рые появляются постепенно, как результат интеллектуальной сферы, воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают». Но есть случаи, когда страхи накапливаются и мешают личност­ному развитию, создают невротические проблемы. В каждом возрасте есть возрас­тные нормы страхов и их распределение по полу и годам. Из 29 страхов у детей на­блюдаются от 6 до 12 страхов. У городских детей эта норма доходит до 15 страхов.
– Я хочу предложить Вам игру “Страхи в домиках” На самом деле это тест, который Вы можете провести со своими детьми и выявить, чего же боится Ваш ребенок.
У вас черный и красный домики. Вам надо решить, в каком домике будут жить страшные страхи, а в каком – нестрашные. Я буду перечислять страхи, а вы записывайте их номера внутри того дома, в который вы его поселите, (маленькие дети показывают на домик пальчиком, а взрослый в это время записывает номера).
1.когда остается дома один;
2.заболеть, заразиться;
3.умереть;
4.того, что умрут твои родители;
5.каких – то людей;
6.того, что они тебя накажут;
7.страхи сказочных персонажей – Бабы-Яги, кощея Бессмертного, Барма­лея...
8.опоздать в д/с (школу);
9.страшных снов;
10.темноты;
11.страхи животных – волка, медведя, собаки, и т.д.;
12.машин, поездов, самолетов;
13.страхи стихии – бури, урагана молнии, грома, и т.д.:
14.страх замкнутого пространства – в маленькой тесной комнате, туалете…
15.воды;
16.пожара;
17.врачей (кроме зубных);
18.крови (когда идет кровь);
19.уколов;
20.боли (когда больно);
21.неожиданных, резких звуков, когда что-нибудь упадет, стукнет.
3года – 9 страхов у мальчиков и 7 страхов у девочек
4года – 7 страхов у мальчиков и 9 страхов у девочек
5лет – 8 страхов у мальчиков и 11 страхов у девочек
6лет – 6 страхов у мальчиков и 9 страхов у девочек
7лет (дошкольного возраста) – 9 страхов у мальчиков и 12
8-9лет (школьного) – 6 страхов у мальчиков и 9 страхов у девочек
Итак, что у Вас получилось? По мнению ученых у мальчиков 4х лет – 7 страхов, у девочек – 9 страхов.
- Я хочу предложить вашему вниманию один из  вариантов РАБОТЫ СО СТРАХАМИ
1. Упражнение «Воспитай свой страх».
- Я предлагаю ребенку нарисовать свой страх, предварительно с ним побеседовав. После того, как рисунок готов, предлагаю перевоспитать страшилку (для этого нужно сделать его добрым). Вместе мы придумываем, как это сделать: пририсовываем шары, конфеты в руках у страшилки; исправляем злое выражение лица на доброе, улыбчивое; одеваем страшилку в нарядный, веселый костюм – и другие веселые атрибуты.

- Благодаря этому упражнению ребенок убеждается в том, что страх относителен, с ним можно справиться, изменив его или свое отношение к этому страху.
СЛАЙД №5 « Дети учатся жить у жизни»
7. Вопрос: Как вы думаете, наказание детей может быть одной из причин нарушения эмоционального благополучия ребенка – ответы анкет
У вас на столах лежат карточки двух цветов. Поднимите красную карточку те, кто наказывает своих детей. Поднимите желтую карточку, кто своих детей не наказывает .
Известный российский психолог Владимир Леви написал Семь правил для всех – “Наказывая, подумай: Зачем?”
Слайд №6
1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным, не так ли ? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает поду­мать...
2.Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, – Не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Ника­кой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
3.За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу, а не по одному – за каждый. Салат из наказаний – блюдо не для детской души!
4.Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур требова­тельные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаружен­ные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности пра­вонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности, не так страшен, как риск задержки душевного развития.
Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не долж­но восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. 5.Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует
только в обратную сторону!
6.Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения...
7.При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда на­казания ищут как последний шанс на любовь.
8. – Врачи – педиатры отмечают, что резкий рост у детей психологических заболеваний и их количество из года в год растет. Психологический дискомфорт подтачивает здоровье. Мы живем с детьми в век стресса – и все же многое в решении этого вопроса зависит от нас с вами. Мы, взрослые, должны и обязаны беречь наших детей, создавать в семье, в детском саду такой психологический климат, в котором ребятишкам было бы хорошо и спокойно.
 Предлагаю вам заслушать ОБРАЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ , в котором они фиксируют ваше внимание на некоторых нюансах
СЛАЙД №7
Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 – для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня. Выполнение данной рекомендации не требует тренировки и поэтому будет вашим постоянным домашним заданием.
9. Упражнение "Подарок"
Родители по очереди и при помощи невербальных средств дарят подарок своему соседу. После завершения круга каждый говорит, какой подарок он получил.
Сегодня мы с вами говорили о том, что здоровье ребенка зависит не только от правильного питания, разумного режима дня и зарядки. Раскрыв значимость эмоционального благополучия ребенка в деле сохранения и укрепления его здоровья, мы неизменно приходим к выводу о том, что лишь совместными усилиями мы сможем решить эту непростую задачу.
– Наша встреча подошла к концу и на память я хочу подарить всем вам буклет Любите своих детей, больше времени проводите с детьми и наши дети вырастут спокойными, уравновешенными и рассудительными.







Комментариев нет:

Отправить комментарий