суббота, 9 февраля 2013 г.

Организация воспитательно-образовательного процесса детей в ДОУ




Общепризнанно, что дошкольный период первоначального становления личности, формирования  основ самосознания и индивидуальности. Именно в этот период, мы можем  говорить о начале процесса социализации,
приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Работу дошкольного учреждения по социальному развитию детей мы систематизировали, и выделили в ней ряд направлений.
 Если исходить из современных тенденций обеспечения нового качества дошкольного образования, то содержание познавательного развития дошкольников,  заключается не столько в овладении ребёнком знаний, сколько в становлении базовых свойств его личности.
При организации образовательного процесса используем методологию программы развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100». Принципы построения образовательного процесса в рамках этой программы  исходят из Конвенции «О правах ребёнка» (1989года) «Образование ребёнка должно быть направлено на развитие личности, талантов,  умственных и физических способностей в их самом полном объёме…»(статья 29).
В основу программы  положено отношение к дошкольному детству как к периоду самоценному в развитии человека и направлено на «охрану детства» (Л.С. Выготский), «обогащение, амплификацию развития» (А. В. Запорожец). Каждый возрастной период характеризуется «специфической ситуацией развития» (Л.С. Выготский) (определённым соотношением условий социальной среды и внутренних условий), конкретными новообразованиями, их своеобразным сочетанием, ведущей деятельностью, в наибольшей степени, влияющей на психическое развитие детей, подготовку их к переходу на новую возрастную ступень.
    Исходя из этого,  цель  организации  воспитательно -  образовательного процесса является «психологически бережное отношение к личности ребёнка, уважение в нём человека, имеющего полное право на личную жизнь» (А. А. Леонтьев), и направленного на создание каждому воспитаннику условий для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого возрастного потенциала.         На Пути к достижению  цели – важным условием  рассматриваю создание благоприятного психологического климата как в группе, так и в дошкольном учреждении в целом. В этом направлении мы взяли за основу результаты исследований: М.И. Лисиной. Она доказала, что психологический климат группы обусловлен особенностями общения, от него в значительной степени зависят эмоциональное самочувствие личности каждого ребёнка (внутреннее спокойствие, чувство защищённости, уверенность в себе и др.), её «Я - концепция», уровень притязаний, чувство самоценности, продуктивность деятельности.
Д. Б. Эльконин, за основу организации деятельности взяла его результаты анализа смены  ведущих деятельностей, характерных для разных возрастных этапов в системе «ребёнок - взрослый». Это мне позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, его способности.
     Поэтому моя основная тактика – организация оптимального комфортного режима, имеющего много вариантов, которые начинают действовать при изменении ситуации.
   Я использую частично открытую форму планирования. Педагогический процесс при этом базируется  на следующих  составляющих:
- Планировании, направленном на усвоение детьми определённого         содержания         программы (стратегии педагогического процесса).
- Своеобразной педагогической импровизации, посредством которой варьирую содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребёнком (тактика педагогического процесса).
    При  планировании и организации деятельности детей использую метод проектов. Это позволяет при выборе содержания деятельности основываться на желании детей и, что очень важно, определяться их уровнем развития, поскольку их вопросы, идеи, предложения, опыт жизни в детском саду и за его пределами – для нас являются важнейшими критериями содержания воспитания и обучения.
       При проектировании предметно – пространственной среды создаю основу для реализации индивидуального подхода к ребёнку.  В организации воспитательно – образовательного процесса это обеспечивает баланс между совместной, самостоятельной и индивидуальной деятельностью детей. С этой целью в группе создаю центры для разных видов детской активности: двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной, исследовательской – с учётом гендерных различий (продумываю содержание для девочек и для мальчиков).
   С целью охраны физического и психического здоровья детей я стабильно  поддерживаю компоненты жизнедеятельности детей в детском саду, организовывая привычные необходимые режимные моменты (сон, питание, прогулки), совместная образовательная деятельность, ежедневно утреннюю гимнастику, физкультминутки во время занятий, физкультурные досуги 1 раз в месяц и т.д.
    Освоение мира взрослых, происходит у детей дошкольного возраста  в ходе совместной предметной и предметно – игровой деятельности. На современном этапе мы руководствуемся новыми федеральными государственные требования. Их основные принципы:
·        ярко сформированный принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребёнка.
·        Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей (приложение №1), спецификой и особенностями образовательных областей. Принцип интеграции подразумевает взаимопроникновение и взаимодействие отдельных образовательных областей, обеспечивающие целостность образовательного процесса (приложение№3).
·        Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса, который означает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы».
Содержание образовательной деятельности мы рассматриваем  согласно положению Л. С. Выготского «Между обучением и развитием стоит собственная деятельность ребёнка. Внутренняя связь обучения и развития отражена в понятии «зона ближайшего развития»,    которая определяет какой разрыв между тем, что ребёнок может вместе с взрослым, и тем, что ему доступно в самостоятельной деятельности. Величина зоны ближайшего развития – важный показатель обучаемости и того «резерва» развития, который имеет ребёнок.
В соответствии с основными направлениями развития дошкольника мы выделили приоритетные виды деятельности для решения задач той или иной  образовательной области (приложение №6).
Моя основная задача: Осознать специфику каждой образовательной области, возможность и своеобразие решения в её пределах основных задач, а именно каждого из системных качеств (познавательных, физических, личностных).
Я это понимаю так, все образовательные области - разные пути к одному пункту назначения. При этом образовательная деятельность осуществляется
В совместной деятельности (приложение №5) взрослых и детей (в том числе и в ходе режимных моментов).
  Для меня очень важно соотнести образовательные области с видами детской деятельности (приложение №6), так как любую новую информацию ребёнок лучше запомнит, если она внесена в контекст знакомых ему операций
   При решении задач всех образовательных областей предусматриваю развитие познавательной активности, становление познавательных интересов (приложение№4) у старших дошкольников посредством: экспериментирования, решения игровых проблемных обучающих ситуаций, использования знаково – символических средств. При этом использую методы и приёмы, ориентированные на развитие у детей замечать проблемы, ставить вопросы (приложение №8). Углублению познавательных интересов детей способствуют такие формы организации: коллекционированиеразнообразных объектов; создание мини – музеев определённой направленности; организация проектной деятельности.
  Для меня очень важно решение проблем взаимосвязи особенностей развития детей и организации образовательного процесса. С этой целью я проработала материал «Проблемы организации процесса образования, их возможные причины и способы коррекции отклонений в развитии» (приложение №7)
   Для осуществления принципа интеграции использую совместную форму организации детей, как игровые обучающие ситуации проблемы, ситуации активизирующего общения (Ельцова О. М.). Именно такие ситуации  способствуют интеграции содержания при решении практических и познавательных задач. В них обучение совершается в основном с применением косвенных методов обучения, имеет не учебную, а игровую коммуникативную мотивацию.
   Такой подход помогает мне реализовать на практике «золотое правило» дошкольной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались». Это даёт мне возможность синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими развитие детей. Ведь в процессе игрового общения дети учатся вырабатывать различные поведенческие стратегии. В этом случаи знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи.
     Современная  психофизиологическая  наука установила, что рост и развитие детей протекают неравномерно и зависят как от генетических, так и от средовых факторов. Вариации индивидуальных темпов развития в норме могут достигать  одгного года и более, что не является признаком каких – либо опасных для здоровья  отклонений в развитии, но требует повышенного внимания и специальных мер по формированию у таких детей устойчивой адаптации к изменяющимся условиям (приложение №1, №2, №7).
  Часто родители спрашивают, что должен знать и уметь ребёнок данного возраста, ка познакомить его сцифрами, что почитать, очём рассказать?  Мой опыт предполагает активное участие родителей в процессе обучения и воспитания ребёнка. Однако я понимаю, что у многих из них нет педагогического образования, поэтому рекомендации для них делаю в доступной форме (наблюдать за какими – либо объектами, рассмотреть фотографии из семейного альбома,  рассказать, прочитать и т.д.) конкретно по уровням развити и восприятия каждого ребёнка, ориентируясь на зону ближайшего развития – «ОБЛАСТЬ НЕ СОЗРЕВШИХ, НО СОЗРЕВАЮЩИХ  ПРОЦЕССОВ» (Л.С. Выготский), это задачи с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого – ЭТО УРОВЕНЬ  ДОСТИГАЕМЫЙ РЕБёНКОМ ПОКА  ЛИШЬ   В  ХОДЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ВЗРОСЛЫМ .














 
  


1 комментарий: