суббота, 2 февраля 2013 г.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. Почему дети такие разные? Одни бойкие и активные, другие – тихие, застенчивые. Одни с удовольствием идут в детский сад, играют со сверстниками, другие – плачут и с трудом привыкают к новым обстоятельствам, детскому коллективу. Ответить на этот вопрос не так просто. Индивидуальные особенности детей определяются многими факторами. То, каким будет ребёнок, зависит от врождённых особенностей- темперамента, типа нервной системы, физического здоровья; от условий жизни; от того, каких принципов воспитания придерживаются родители. Важно уметь принимать детей такими, какими они есть, помогая им приспособиться к своим особенностям и жить с удовольствием, выстраивая с ними конструктивное взаимодействие. Важно помнить о том: НЕ СЛЕДУЕТ: • Навешивать на ребёнка «ярлыки» - «копуша», «застенчивый», «злой». • Пытаться изменить ребёнка, сделать его таким, как вам бы этого хотелось. Если ребёнок родился медлительным, то вряд ли он станет активным и быстрым. • Сравнивать ребёнка с другими детьми. • Кричать на него, наказывать за то, в чём он не виноват. СЛЕДУЕТ: • Принимать ребёнка таким, как он есть, подчёркивая его достоинства, сильные стороны. • Оказывать ему поддержку, помогая преодолевать трудности. • Быть последовательными в воспитании, твёрдо осознавать, что вы разрешаете ребёнку, а что запрещаете. • Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка. • Осознавать, что со временем ребёнок меняется и на каждом возрастном этапе ему могут быть присущи определённые особенности. Мы должны помогать ребёнку расти, ощущать себя хорошим и нужным, зная, понимая и учитывая закономерности его развития и бережно относясь к его индивидуальности. Сегодня мы поговорим о тех, кто относится к «особенным детям» - это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специали¬стов. К ним относятся АГРЕССИВНЫЕ, ГИПЕРАКТИВНЫЕ, ТРЕВОЖНЫЕ и ЗАСТЕНЧИВЫЕ ДЕТИ. 1. Агрессивные дети. Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый способ достижения цели. Прежде всего отмечается, что психологически грамотным является разведение понятий «агрессия» и «агрессивность». Агрессия (от латинского «аgressio» — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д.). Агрессия — это намеренные действия, направленные «на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. Агрессивность — это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия — это действие, то агрессивность — готовность к совершению таких действий. Проявления агрессии, злости – естественны, хотя пугают и воспитателей и родителей. Ребёнок не может быть злым от природы. За агрессивными проявлениями всегда стоят какие – либо причины, и злость – это естественное следствие каких – либо внутренних или внешних событий, которые происходят с вашим ребёнком. Часто агрессия – отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг события. Агрессивные дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их. Но, иногда, если вовремя не помочь ребёнку, агрессия может стать устойчивой формой поведения, превращаясь со временем в качество личности. Причины агрессивности детей 1. Дефицит родительского внимания, неудовлетворённая потребность в родительской любви и принятии. 2. Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье. 3. Косвенно стимулируемая агрессивность(СМИ, игрушки). 4. Внутренняя неудовлетворённость ребёнка его статусом в группе, особенно если ему присущие стремление к лидерству. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» со стороны взрослого. 5. Ещё одной из причин проявления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребёнок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям. 6. Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ Традиционно выделяют 5 видов агрессии: ‑ физическая агрессия (физические действия против кого-либо); ‑ раздражение (вспыльчивость, грубость); ‑ вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т. д.); ‑ негативизм (оппозиционная манера поведения: ребёнок игнорирует ваши просьбы, «не слышит вас», ябедничает, манипулирует другими); ‑ косвенная агрессия (скрытая): а) направленная (сплетни, злобные шутки); б) ненаправленная (крики в толпе, топание и т. д.) Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. Приемлемые формы ( которые можно поддерживать): - Можно разрешать ребёнку создавать рисунки с изображением агрессии в разных формах (взрывы, драки, войны…); - Играть с предметами ( разрушать собственноручно построенные объекты); - Выражать протест «нет», с объяснениями «почему»; - Бить подушки, спортивные груши, бороться с кем-то ( по обоюдному согласию), заниматься спортивными играми. Неприемлемые формы (которые нужно останавливать): - Оскорбление и унижение других людей; - Физическое насилие по отношению к любым живым объектам; - Манипулирование чувствами других людей, провоцирование других. Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять. Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» — неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше — он не знает. 2. Гиперактивные дети «Активный» — от латинского «aktivus» —деятельный, действенный. «Гипер» — от греческого «Нурег» — над, сверху — указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью. Гиперактивным сейчас готовы назвать почти любого ребёнка, который просто активен, не запуган, обладает живыми эмоциями, детской непосредственностью, любит подвигаться, не стесняется выражать себя. Важно отличать гиперактивных детей от просто активных, легковозбудимых, эмоциональных. Гиперактивность — это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак не на основе фиксации излишней двигательной активности ребенка. Возможные причины возникновения и развития гиперактивности. - наследственность, - патология беременности и родов, - травмы головного мозга, - инфекционные заболевания, перенесённые в первые месяцы жизни. ЗАКРЕПЛЯТЬ и УСИЛИВАТЬ проявления гиперактивности могут неблагоприятные социальные и психологические факторы: - недостаток внимания в родительской семье, - частые конфликты в семье, - использование физических наказаний и т.п. Признаки гиперактивности. 1. Двигательная расторможенность. Ребёнок постоянно двигается, предпочитает бегать, не может усидеть на месте, вскакивает, делает множество различных мелких движений: теребит вещи, перекладывает их, отвлекается сам и отвлекает других. Он находиться в постоянном тонусе, может внезапно и резко устать, посидеть несколько минут, а затем снова продолжить свою суетливую активность. 2. Неустойчивость внимания. Оно быстро рассеивается или переключается с одного внешнего раздражителя на другой. Такого ребёнка бывает трудно успокоить, утихомирить, переключить с одной деятельности на другую, он сам быстро переключается- и часто совсем не на то, на что намерены переключить его взрослые. 3. Эмоции такого ребёнка часто сильные и яркие, речь громкая: быстро и много говорит, перебивает взрослых, задаёт много вопросов, но редко выслушивает ответы. 4. Моторная неловкость. У них всё ломается и падает из рук. Могут нечаянно наскочить на кого-то, ненамеренно толкнуть, упасть, пораниться. 3. Тревожные дети Слово «тревога» было известно в русском языке с первой половины XVIII века и обозначало «знак к битве». Тревога — это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Однако помимо физиологических существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др. Ситуативная тревога естественна и свойственна многим людям, но если ребёнок тревожится часто - проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность». «Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов». Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта. Он может быть вызван: 1. негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение; 2. неадекватными, чаще всего завышенными требованиями; 3. противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и/или д\с. . Таких детей в детском саду и в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями "проблемных" детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Портрет тревожного ребёнка. 1.Чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. 2. Чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. 3. Высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах. 4. Суетливость, повторяющиеся мелкие движения, или, напротив, мышечное напряжение, скованность, желание много говорить или, напряжённое молчание. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение. 4. Застенчивые дети. Застенчивый ребёнок, как правило, не уверен в том, что он хороший, не привык иметь собственное мнение, не способен отстаивать себя и свои интересы. Это ребёнок с нарушенными доверием к миру и ощущением безопасности, что отражается на его способности выстраивать контакт с окружением. И прежде всего это ребёнок, которому требуется значительно больше, чем другим детям, времени для вхождения в контакт и налаживания безопасных для него отношений. Причины застенчивости у детей. 1. Биологическая предрасположенность. Некоторые дети от природы более чувствительны к критике и негативным ситуациям в общении. Часто родители таких детей также не уверенны в себе. Ребёнок может копировать родительскую модель поведения. 2. Стрессовые, травмирующие события в жизни ребёнка, нарушение чувства безопасности: - публичное критическое оценивание, высмеивание ребёнка,- в результате у него может сложиться впечатление о себе, как о неуклюжем, некрасивом, плохом и недостойном человеке; - существенные изменения в жизни – переезд, переход в другой садик, серьёзные проблемы в семье; - отвержение со стороны важного для него человека или детского коллектива – застенчивым поведением он пытается обезопасить себя от новой травмы. 3. Характер общения в семье. Родители критикуют ребёнка, предъявляют завышенные требования и ожидания к нему, при этом отношения лишены теплоты и принятия. 4. Ранняя и потому болезненная разлука с матерью. Дети до 3-х лет очень привязаны к матери. Им трудно контактировать с окружающим миром. Формы проявления застенчивости. - отказ от новых знакомств, посещения новых мест, общения с новыми людьми; - долгое привыкание к незнакомой обстановке; - трудности при вступлении в контакт, тихий голос, активное сопротивление тому, чтобы быть в центре внимания; - отсутствие или очень ограниченное число друзей; - трудности в отстаивании своих интересов; - частое смущение, чувство вины, пугливость, обидчивость. Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт жизнь, считая себя дурой. Альберт Эйншейн

Комментариев нет:

Отправить комментарий